- Эй, парень, вернись. - Это вы мне? - Нет, папе римскому. Небритый гражданин неопределённого возраста в пальто на голую талию махнул мне рукой и изобразил подобие улыбки. Только что, после небольшой торговли на крыльце стекляшки я купил у него альбом из серии Музеи мира - Лувр. Отдал 300 рублей. И сейчас, греясь на весеннем солнце, мы с моим однокурсником Славой Гутманом рассматривали всех этих мадонн, рыцарей, бородачей в дорогом одеянии, средневековых старух и прочих. - Если попросит сверху, не соглашайся, пусть деньги возвращает, - Слава в коммерческих операциях явно имел опыта больше моего. Собственно он и открыл мне этот Клондайк, где стремительно катящиеся в пропасть 90-х наши соотечественники выставляли на продажу содержимое стенок и сервантов: книги, фарфор, кубки, фотоаппараты, часы и другие дорогие сердцу советского человека предметы быта. На дворе был 93-й. Мы второкурсники, судорожно готовились к экзамену по истории средних веков. Завкафедрой Всемирной истории Александр Николаевич Саливон - легенда нашего института предупредил, что кроме билетов нам нужно выучить 100/500 (и это правда) картин и их авторов. Как заправский иллюзионист. каждое занятие он извлекал из своего портфеля Зайца Дюрера, Венеру Боттичелли, Леонардо, Рафаэля и ещё многия и многия. Без этих знаний оценивать нашу профпригодность он отказывался. - Чему вы сможете научить, если не знаете, чем готика отличается от романского стиля, а Тициан от Рембрандта, - мы молча кивали и погружались в прекрасное. Про интернет тогда только слышали и то не все. Из доступных способов познать мир была библиотека и единственный ксерокс, превращавший любые иллюстрации во всадников апокалипсиса. Кто-то раздобыл насколько наборов открыток, кто-то тайно видирал иллюстрации из журнаоа Огонёк, но настоящей мечтой были альбомы по искусству. О, эта хорошая бумага, цветные картинки - это был шик. С их помощью мы путешествовали по музеям Флоренции, Ватикана, разглядывали полотна в Прадо и Рейксмузеуме. - На кого учитесь? - спросил мужик. - Историки мы. - Дайте, историки, посмотрю на него последний раз и тоже вам историю расскажу. - Ван Эйк - не хухры мухры. Вы посмотрите, какие линии, не картина, а шкатулка . Там же каждый камешек в короне Мадонны прописан. А сама малюсенькая полста на полста. Я даже фотографировал, чтобы увеличить. Увеличить можно, но понять, как он это 500 лет назад нарисовал нельзя. Вон фигурка в тюрбане - это сам ван Эйк. - А теперь важное, - мужик как в шпионских фильмах посмотрел по сторонам и шепотом сказал, - я знаю адрес, где сидит бог. Мы переглянулись - Запоминайте, Крыло Ришелье, 3-й этаж, 5-й зал. Будете в Лувре, зайдите, не пожалеете. Он там. - Вот посмотри - слева это канцлер Ролен, заказчик. Важный такой. хозяин Бургундии. Это он англичанам Жанну выдал. А потом плохо спать стал, начал приюты строить, помогать тем, кого раньше грабил. Но ему самому это мало помогало. И тогда он решил себя с мадонной увековечить. Чтоб до верного. Сидит, ручки сложил, прикидывает как бы ему в рай въехать. Мария на него даже не смотрит. И вся надежда на спасителя. Это мальчик, только он может помочь. Видишь, рукой показывает - откажись, дядя Ролен, от земного, перейди по мосту. Я за тебя помолюсь, пострадаю, претерплю. А у самого волосы дыбом от нашего мира. И сколько таких роленов его просят. Я на него, на этого ребёнка смотрю и мне страшно, но и тепло. И он со мной говорит. Знаешь, что говорит? Всякий человек слаб и жалок, но может через веру свою возвыситься… - Толян, есть 100 рублей? Это показался ещё один завсегдатай стихийного рыночка. Настроен он был решительно и направлялся к нам нервной походкой. Наш ценитель прекрасного в миг потускнел и из луврского экскурсовода превратился обратно в полубомжа. Они начали выяснять что-то с этим приятелем. Нам это было уже неинтересно и мы решили их оставить. Но пока шли по улице до нас доносилось: Крыло Ришелье, 3-й этаж… На экзамене мне достался билет с вопросом: 1492-1992: 500 летие открытия Америки. Отмечать или праздновать? Ну, со всеми этими геополитическими средневековыми раскладами, что местному населению пришлось претерпеть за приобщение к цивилизации. С этим я справился. А потом были картинки с картинами. И это было сложно, но азартно, хотя некоторые я не назвал. И мне попался Ван Эйк. И я рассказал, точнее пересказал рассказ Анатолия. И как мне кажется даже немного удивил Александра Николаевича. В конце он открыл блокнот и что-то записал. Я не видел, но почему-то думаю, что это был тот самый адрес: Париж, Лувр, Крыло Ришелье, 3-й этаж, 5-й зал… Всех с Пасхой!

Теги других блогов: альбом Клондайк Музеи мира - Лувр